ЛЮБОВЬ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ

Подробно обсудив период беременности и родов, мы естественным образом перехо­дим к тому, что «после». Хотя здесь с каж­дым шагом разговор становится все труд­нее. Все большая разноголосица во мнени­ях, сомнения переходят в открытые конфронтации, советчики со всех сторон уже не советуют, а настаивают, требуют и уверяют, что иначе «вы угробите ребенка». И если по поводу дородового воспитания можно в большей или меньшей степени со­мневаться, то уж после родов избегать вос­питательных моментов сложнее. Конечно, в первые дни они скрываются за многочисленными вопросами ухода и кормления, од­нако с каждым днем все слышнее рекомен­дации «не приучать», «не баловать» и угро­зы «безнадежно испортить». И у каждой стороны - весомые аргументы, многочис­ленные примеры, восхищающие достиже­ния и пугающие провалы.

Поэтому и наш разговор будет несколь­ко иным, чем это было ранее.

Мы постараемся коснуться основных вопросов. Но - коснуться, обсудить и - оставить решение за родителями. Продол­жая утверждать, что лишь за ними - право выбирать ответ на все эти вопросы. Слушай­те свое сердце и старайтесь услышать ребен­ка. Эта рекомендация будет актуальна все­гда. Именно это внимательное вслушивание может помочь избежать ошибок в стремле­нии строго следовать какой-либо избранной заранее концепции. Нет одинаковых детей. Все они похожи только в одном - им жизненно необходима любовь. В остальном то, что «проглотит» один, травмирует другого. Одного спартанский режим сделает бойцом, другого - убьет. Одному невмоготу жить без «обнимашек», другому они кажутся по­сягательством на его свободу и независи­мость. Важно найти верную интонацию, на­щупать путеводную нить к сердцу малыша.

Любовь к ребенку, зародившись, растет и изменяется. У кого-то проклевываются ее первые росточки, кто-то терзается в сомне­ниях и изнемогает под грузом вдруг свалив­шейся ответственности, кто-то вынашивает вместе со сладкой земной любовью проблес­ки любви небесной. Растет и меняется ребе­нок - меняются и отношения. Не только их суть, но и проявления.

Первое время родителям обычно не до анализа эмоций и чувств. Не в последнюю очередь потому, что этих самых эмоций им более чем достаточно, и отнюдь не только положительных. И сверх того - постоянное напряжение, возрастающая усталость, смутная тревога и колоссальная ответствен­ность. «Длительный период неповоротливо­го недомогания завершают болезнь и боли, беспокойные ночи и дополнительные расхо­ды. Утрачен покой, исчез порядок, наруше­но равновесие бюджета. Вместе с кислым запахом пеленок и пронзительным криком новорожденного забряцала цепь супружес­кой неволи. Тяжело, когда нельзя догово­риться и надо додумывать и догадываться. Но мы ждем, быть может, даже и терпели­во. А когда он, наконец, начнет ходить и го­ворить, - путается под ногами, все хватает, лезет во все щели, основательно-таки меша­ет и вносит непорядок - маленький неряха и деспот. Причиняет ущерб, требует и понимает лишь то, что его душеньке угодно. Не следует пренебрегать мелочами: обида на детей складывается и из раннего встава­ния, и смятой газеты, пятен на платьях и обоях, обмоченного ковра, разбитых очков и сувенирной вазочки, пролитого молока и духов, и гонорара врачу. Спит не тогда, ког­да нам желательно, ест не так, как нам хочется; мы-то думали - засмеется, а он ис­пугался и плачет. [...] Как редко ребенок бывает таким, как нам хочется, как часто рост его сопровождается чувством разоча­рования!». И это - вовсе не о маленьком тиране, в которого иногда превращают де­тей необоснованная опека близких, а о са­моощущении очень многих заботливых ро­дителей.

Кормить грудью или из бутылочки, успокаивать или дать накричаться, носить на руках или приучать к самостоятельнос­ти - на все эти вопросы гораздо легче отве­тить, если ясна цель, к которой мы стре­мимся. К удобству ли, к далеким воспита­тельным целям (самостоятельности, неза­висимости) или к тому, чтобы уже сейчас быть вместе и радоваться этой близости? В чем больше нуждается ребенок - в надеж­ном и любящем окружении или в умении во всем полагаться лишь на себя и понима­нии, что твои проблемы - они только твои? Это непростые вопросы. Тем более что так хочется всего и сразу - чтобы и умным был, и ловким, и добродушным, и стойким, и любящим, и независимым. Хочется при­ласкать - но как же самостоятельность? Хочется лелеять - но не изнежим ли, не навредим? Давайте попробуем посмотреть на ситуацию немного со стороны, разобраться в ней не только с воспитательной, но и с физиологической, и с психологической точек зрения.

Младенец беспомощен и совсем не знает ни мира, в который он пришел, ни даже собственного тела. Первым опытом самооп­ределения и общения с другими людьми будет опыт взаимоотношений в семье. Это его первый социум, его модель Вселенной, где в относительно тепличной обстановке человек учится жить. Все, что вынесет он из этого опыта в первые часы, дни и годы, будет основой для дальнейшего формирова­ния личности.

Ребенок попадает из привычного мира утробы в новый, чужой и пугающий мир. В этом мире страдают от холода, голода, боли и одиночества. Но есть и привычные звуки, запахи и ощущения, источником которых служит мама. Она может спасти от всех зол и вернуть радость жизни. Младенец учится подавать сигналы маме, мама учится их распознавать. Чем более тесная взаимосвязь в паре «мама-ребенок», тем быстрее и точ­нее удовлетворяются нужды младенца, тем меньше в его жизни плохого, больше радос­ти и больше сил для роста и развития. С маминой помощью малыш учится распоз­навать свои потребности, и то, что сначала было для него общим ощущением диском­форта, обретает постепенно различные нюансы: холодно, жарко, мокро, голодно, больно, одиноко... Одновременно появляется стойкая убежденность: я не один, есть кто-то, кто откликнется на мой зов и вернет ощущения дородового блаженства.

Если же младенец лишен помощи взрос­лых, процесс освоения мира, вхождения в этот мир идет медленнее, требует отдачи всех сил. Да, ребенок постепенно учится не звать на помощь, потому что появляется уверенность - помощи ждать неоткуда. Это самостоятельность, построенная на обреченности и отверженности, самостоятельность сироты. Одну чуткую женщину, усыновив­шую младенца из дома малютки, поразило, что он, проснувшись, продолжал спокойно и молча лежать в кроватке. Она, вырастив­шая двух родных детей, понимала, о каком неблагополучии это говорит, к чему может привести. К сожалению, родителей, ориен­тированных на собственное удобство, или просто не понимающих происходящих в сознании ребенка процессов, такое поведение очень часто радует. Младенец научился об­ходиться без них - прекрасно, цель дос­тигнута. Они уверены, что были правы, ког­да не бежали к малышу по первому писку и не брали на руки. Однако способность этого же ребенка и в дальнейшем жить своими интересами, обходиться без родительского участия, активное противостояние попыт­кам родителей вторгнуться в его жизнь в подростковом возрасте радует почему-то значительно реже. И еще реже родители понимают, что такие отношения установи­ли именно они, в те самые нежные годы, приучив ребенка к «самостоятельности».

Почему мы поставили «самостоятель­ность» в кавычки? Да потому, что о какой самостоятельности можно говорить, когда малыш лежит в колыбели? Даже само сло­во «самостоятельность» указывает на спо­собность хотя бы стоять - самому. Надо ли воспитывать самостоятельность? Конечно. Даже не воспитывать, а - подпитывать, давать развиваться тем задаткам, которые есть в ребенке и рвутся наружу. Если мла­денец естественным образом перекочевал из утробы на руки родителям, то он таким же естественным образом с этих рук спус­тится. В нем заложено стремление учиться и покорять пространство, и если это жела­ние не отбить тревожностью, критикой или невниманием, то оно будет только креп­нуть. Ведь никто не боится, что можно при­учить ребенка к материнской утробе, и он не захочет рождаться? И по этому поводу никто не торопится извлечь его оттуда побыстрее, с первыми признаками жизне­способности, месяце эдак на пятом-седьмом, чтобы учился жить самостоятельно. Вы­живет такой младенец, рожденный на ме­сяц-другой раньше срока? С большой ве­роятностью - да. Благо ли для него такое раннее «обучение самостоятельности»? Вряд ли.

Также и с остальными возрастными осо­бенностями. Не получив чего-то вовремя, не сформировавшись, ребенок рискует в некоторых отношениях остаться психологи­чески «недоношенным». Например, по ре­зультатам исследования мозговых структур было отмечено, что детдомовские дети в среднем обладают лучшими качествами вы­живания (развитые стволовые структуры), умеют бороться и отстаивать свое место под солнцем, однако у них практически не сфор­мированы участки, отвечающие за эмоцио­нальное восприятие. Это те самые детки, которые с раннего возраста лишены тесного контакта с любящим взрослым, которые приучены не кричать в кроватке. Понимая, что ребенку должно отделиться от родите­лей, не стоит спешить совершать это отде­ление сразу, превращать его с младенче­ства в детдомовца в родном доме. Процесс этого отделения, сепарации, постепенный и долговременный. Если бы детям нужно было быть отделенными от родителей сразу после появления на свет, мы бы, наверное, метали икру, подобно рыбам. А нашим дет­кам нужно пестование, нужны любящие родители, надежный тыл. И, ощущая этот надежный, защищенный форпост семьи, ребенок шагает навстречу новому и неизве­данному гораздо более уверенно и в свое время становится самостоятельным. Если же уверенности ни в ком нет, тогда тревож­ность существования, постоянная готов­ность к опасности отнимает силы и не спо­собствует открытому стремлению к познанию мира - напротив, найдя какую-то от­носительно спокойную зону, ребенок всеми силами стремится сохранить ее. Поэтому «приучить к рукам» можно лишь в том случае, если брать на руки редко и только после упорного крика. Тогда ребенок вряд ли отдаст без боя с таким трудом занятую «высоту» и будет напряженно следить, что­бы родители не отошли слишком далеко, не начали брать на руки кого-то другого и т.д. То же с родительской постелью - дети, забравшиеся туда в результате изматываю­щих ночных боев месяцев в шесть, могут не желать покидать ее многие годы, особенно если это - единственный способ получить желанную родительскую близость. Что же касается деток, для которых пребывание на руках у родителей или рядом с ними явля­ется естественным для обеих сторон продолжением внутриутробного существова­ния, то они спокойно и с радостью отправляются осваивать окружающее простран­ство, будучи уверенными, что родители ни­куда не денутся, в случае необходимости окажутся рядом и помогут. Такие уверен­ные в своем окружении дети растут намно­го спокойнее и самостоятельнее тех сверст­ников, которых взрослые пытались насиль­но и раньше времени сделать самостоятель­ными и независимыми, давая им накри­чаться и пренебрегая потребностью в близо­сти и помощи родных.

Представление ребенка о нем самом, его самооценка формируется на основе того, как к нему относятся окружающие люди, в первую очередь - самые близкие. «Пона­чалу сам для себя ребенок не существует, являясь как бы «слепым пятном». Первый этап в осознании человеком факта своего существования в этом мире начинается че­рез других людей. Это они замечают, что «Я» есть, выделив ребенка из фона окру­жающей жизни как значимую фигуру и назвав его по имени. Для полноценного психического развития ребенку исключи­тельно важно убедиться в том, что место, занимаемое его «Я» в этом мире, - самое хорошее, ма-ма - самая лучшая, дом - самый родной. Главной личностной зада­чей младенческого периода является фор­мирование так называемого «базового до­верия к жизни» - интуитивной уверенно­сти человека в том, что «жить хорошо и жизнь хороша», а если станет плохо, то ему помогут, его не бросят. Уверенность в своей желанности, защищенности, в гарантированности положительного отклика окружающего мира на его нужды младе­нец приобретает в ходе повседневных вза­имодействий с матерью. Постоянство при­сутствия матери, точность понимания ею нужд младенца и скорость отклика на них, теплота отношения к ребенку, многооб­разие телесного и словесного общения с матерью имеют очень важный смысл для всей его будущей жизни. На этом глу­бинном чувстве базового доверия к жизни будет основан потом жизненный оптимизм взрослого, его желание жить на свете воп­реки всем невзгодам и его иррациональная уверенность в том, что все кончится хоро­шо вопреки обстоятельствам. И наоборот, отсутствие этого чувства может в будущем привести к отказу от борьбы за жизнь да­же тогда, когда победа в принципе воз­можна». Получается, что, напитав ре­бенка в первые годы любовью и увереннос­тью, мы ставим надежный внутренний заслон дальнейшим нестроениям. Как часто сегодня родители задаются вопросом: как уберечь, как защитить выходящего в мир ребенка? Оказывается, заложив на­дежный фундамент доверия к родителям и к миру, мы одеваем ребенка в доспехи, помогающие выстоять перед злыми вет­рами отрочества.

Конечно, важно не окунуться в проти­воположную крайность, когда вместо спар­танского отвержения вокруг младенца царит атмосфера эгоистического любова­ния, а любовь заменяется чувством соб­ственности, патологической привязан­ностью. Маме приятно с младенчиком, он такой маленький и беспомощный, так нуждается в ее заботе. И так не хочется, чтобы он вырастал, так приятно быть всегда не­обходимой помощницей и защитницей для любимого несмышленыша. Или же мама сама неуверенна и напугана, и этот страх, эту тревогу она подспудно внушает ребенку, не отпуская его ни на шаг, стре­мясь обезопасить его существование не разумными мерами, а непрестанным конт­ролем, одергиванием, запретами. Малыш растет и стремится штурмовать все новые высоты, а любящие взрослые ограждают каждый шаг, стремясь продлить период младенчества, когда в них так нуждались. Происходит все совсем как во всем извест­ной детской книжке Е. Чарушина «Тюпа, Томка и Сорока»: Тюпу побили. Это Непунька, Тюпкина мама, его отшлепала. Сейчас ей не до него. Непунька ждет-пождет, скоро ли у нее бу­дут другие, новые маленькие сосунки. Она и местечко приглядела - корзинку. Там она будет их кормить, песни петь. Тюпа теперь ее боится. И близко не подходит. Никому неохота получить шлепка. У кош­ки обычай: маленького кормит, а взрос­лого гонит. Но у Непуньки-кошки новых сосунков отобрали. Непунька ходит, ко­тят ищет, зовет. Молока у Непуньки мно­го, а кормить некого. Искала она их, ис­кала и как-то невзначай увидела Тюпку. Он от нее в это время прятался, боялся трепки.  И тут Непунька решила, что Тюпа - это не Тюпа, а ее новый малень­кий сосунок, который потерялся. И обра­довалась Непунька, и мурлычет, и зовет маленького, и хочет покормить, прилас­кать. А Тюпа - ученый, он близко не под­ходит. Его еще вчера так приласкали - до сих пор помнит! А Непунька поет: «Иди, покормлю» - легла на бочок. Мо­локо у Непуньки теплое. Вкусное! Тюпа облизнулся. Он давно сам научился есть, а помнит. Уговорила Непунька Тюпу. На­сосался он молочка - заснул. И тут нача­лись другие чудеса. Ведь Тюпа взрослый. А для Непуньки он маленький. Она пере­вернула Тюпку и моет его, вылизывает. Тюпка проснулся, удивился - зачем это, для чего это - он сам может. Хотел уйти. А Непунька уговаривает: «Лежи, ты ма­ленький, запнешься, потеряешься». Пес­ни пела-пела и сама заснула. Тут Тюпа выбрался из корзинки и занялся раз­ными своими делами. То да се. Бабочек пошел ловить. К воробью подкрадывает­ся. Проснулась Непунька. Ах, где же ее Тюпонька? Выбежала на двор, зовет. А Тюпа взобрался на крышу и там ползает, бегает - пугает какую-то пичужку. Непунька скорее к нему: «Не упади! Не сва­лись!» А Тюпа не слушает. Взяла Непунь­ка Тюпку за шиворот и понесла, как ма­ленького, с крыши. Тюпа отбивается, упирается,  не желает с крыши идти. Никак не может понять Непунька, что Тюпа уже не маленький.

Кошка по воле людей лишилась потом­ства и направила весь свой нереализован­ный пыл родительской любви, заботы и ласки на выросшего отпрыска. Так порой и некоторые родители, не имеющие много детей для приложения своих родительских усилий, не дают взрослеть своему ребенку, желая еще понянчиться. Чаще всего даже не отдавая себе в этом отчета. Они кажутся себе, а часто и окружающим, просто заботливыми и ответственными родителями (или бабушками-дедушками) и осуждают зачастую тех, кто «не смотрит за детьми», дает им больше свободы, позволяет расши­рять границы познания. Однако такая по­казная заботливость очень часто представ­ляет собой просто недореализованные ро­дительские задатки. «Родительский инстинкт потому так и горяч, потому и дан нам с таким мощным избытком, что при­рода, не знающая противозачаточных средств, вменяет нам в обязанность про­явить его не какие-нибудь один - два раза, а много раз. Много раз должна беременеть и рожать нормальная женщина, много раз зачинать и воспитывать нормальный муж­чина. Нормальная природная семья - мно­годетная, с несколькими поколениями де­тей - ранними, средними, поздними... Так рассчитан и организм человеческий, и пси­хика с ее инстинктами. По идее, мы все должны быть многодетными отцами и матушками-героинями! И так ведь оно и было на протяжении тысяч предшествовавших поколений. Год за годом - ребенок, еще ребенок, еще... Старшие уже самостоятель­ны и имеют своих детей, младшие еще вынашиваются  и  вынянчиваются.  Общий труд и борьба за существование.  Невоз­можность повышенного внимания ни к кому из детей, кроме самых малых, груд­ных. У каждого ребенка свои права соот­ветственно возрасту, но еще больше обязанностей... И вот если посмотреть на дело так, то оказывается, что у горячего родите­ля избытка родительской любви не так уж и много, а, пожалуй, и вовсе нет. Основной, массовый,  нарастающий факт: родитель­ская любовь из естественно экстенсивной, то есть широко распределенной, в прибли­зительной равномерности, между множе­ством детей, сделалась неестественно ин­тенсивной - узконаправленной на одно­го - двух. То, что тысячелетиями распреде­лялось между семью-двадцатью,  теперь получает один, в лучшем случае - двое-трое. Всю любовь, все внимание. И не толь­ко, заметим, всю любовь и внимание. Ведь и тревожность, и чувство вины, и требова­тельность, и агрессивность, и потребность властвовать и подчинять тоже...». Может, в этом разгадка многих случаев, когда «в нем души не чаяли, в лепешку разбива­лись, а вырос негодяем». Может, слишком «разбивались»? И даже не «для него» вов­се, а для себя, своих амбиций, своих це­лей? Конечно, жалко детишек, до которых никому нет дела, которые предоставлены сами себе. Дети нуждаются в мудром или хотя бы опытном и любящем руководите­ле, родителе или педагоге. Однако нередко детей, которыми чересчур уж «занима­ются», жалко бывает не меньше. Потому что случается, что ребенок получает не по­мощь в самораскрытии и самореализации, а прессинг, формирующий его по неким внешним, заранее заготовленным стандар­там. В этом случае личность, со всеми ее особенностями, талантами, с ее неповтори­мостью, уничтожается в угоду требовани­ям социума или представлениям воспи­тателя. Любовный же подход - иной! Любящий ценит все самобытное в люби­мом. Любящий взор, проникая в самое су­щество, отсекает наносное и дурное, по­могая вырасти и проявиться потаенному Образу.

Ребенок взрослеет и выходит за порог дома. Роль родителей на всем протяжении взросления - не отгораживать от мира и не выталкивать в мир, а помочь войти и освоиться. Это не один-единственный шаг, после которого можно вздохнуть и рассла­биться, а постоянное сотрудничество и постепенное увеличение дистанции одно­временно с увеличением освоенного про­странства. Сотрудничество родителей и ре­бенка можно образно представить как обучение езде на двухколесном велосипеде. Сначала родитель бежит рядом и держит руль и седло, ребенок только крутит педали и держится за руль. По мере обретения уверенности в своих силах ребенок все са­мостоятельнее управляется с рулем, роди­тель постепенно выпускает его из рук и придерживает только седло. Постепенно и эта поддержка становится номинальной. Какое-то время родитель еще бежит рядом для моральной поддержки, и вот настает момент, когда велосипед освоен и поддерж­ка больше не нужна. Что же будет, если родитель раньше времени отпустит ребен­ка, а то и с самого начала скажет: вот тебе велосипед, это руль, это сиденье, это педа­ли, смотри, как я, а теперь давай сам? В 99% случаев это кончится многочислен­ными падениями. Такое начало если и не отобьет напрочь желание кататься, то уж наверняка омрачит воспоминания. Лишь один из сотни поедет после такого «инст­руктажа». Один из тысячи, возможно, по­едет и безо всяких инструкций, сам собой. Ему только не мешай. Но из-за него одного не стоит оставлять без поддержки и помо­щи прочих. Не лучшим будет и противопо­ложный вариант: когда родитель слишком долго поддерживает, не дает двигаться впе­ред, приобретать новые навыки. Ребенок либо теряет веру в собственные силы («если родители так меня опекают, наверное, я сам слаб, и мир слишком опасен»), либо ему просто становится скучно пассивно катать­ся, не ощущая свободы передвижения, лег­кости и азарта. Эти образы легко перенести на любые наши занятия с детьми, на всю нашу совместную жизнь, и почаще спрашивать себя: что я уже могу отдать ребен­ку, в чем поддержать, а где просто «пробе­жать рядом»?

Важно не пропустить взросления малы­ша, его желания выйти в мир, не заслонить этот мир собой. В этом сокрыт очень боль­шой соблазн, тем больший, что подмена так незаметна для самого взрослого а часто и для ребенка. Нам трудно бывает отделить собственное мироощущение от мира как та­кового. Мы слишком часто передаем близ­ким именно наше видение и поражаемся непредсказуемости реакций, которые были бы куда более предсказуемы, имей мы воз­можность взглянуть на ситуацию глазами другого человека. Но чужая душа потемки, остается только догадываться и достраивать неизвестную мозаичную картину. И здесь хорошо бы вспомнить - что мы берем за образец, за эталон, идеал, к которому уст­ремляем наши надежды? Если лепим ре­бенка с себя - очень велик риск потерпеть неудачу или продублировать наши недо­статки вдобавок к тому, что щедро подобра­ла природа и цепкая детская память. «Любовь - это «переживание» другого человека во всем его своеобразии и неповторимости. В любви любимый чело­век воспринимается по самой своей сути как единственное в своем роде и неповторимое существо». Именно при таком взгляде матери на ребенка ей удается разглядеть зернышки дарований, засеянных Богом и могущих дать могучие всходы при надле­жащем попечении. И только при таком бе­режном, даже лелеющем подходе она видит сокровенный замысел Божий о ее ди­тяти, и уже не поднимается рука вместо этого замысла ваять «по образу своему». «Самая ответственная и трудная часть вос­питания - не та, когда мы стараемся вло­жить что-то свое в наших детей, научить их тому, что мы считаем важным, а когда мы бережно, с любовью и уважением стараем­ся способствовать росту «талантов», вложенных Богом в наших детей, стараемся распознать их и предоставить им возмож­ность раскрыться в семейной жизни». Единственное, что можем и непременно должны сделать, - это донести непреложные исти­ны (всем известные, но далеко не всеми при­нятые): «не убий» и «не укради», все де­сять заповедей. Именно эти сокровища вложить, впечатать в сердца детей, а не свои вкусы, пристрастия и привычки, не собственное, часто искаженное, видение жизни, стреми­тельно меняющейся.

Но эта ужасающая своей неподъемностью сверхзадача требует ежесекундного на­пряжения всех душевных сил и постоянно­го труда. «Любовь, материнскую любовь надо в себе умножать и не давать ей иссякнуть! Уж, казалось бы, куда больше? Но эта аксиома («Мать лю­бит дитя свое») мнимая, потому что и она, любовь эта, куда-то исчезает, когда усажи­вается мать перед телевизором, отправля­ет детей в садик или на улицу погулять. И у этой любви также есть вспышки, затуха­ния, приливы и отливы... Но так не долж­но быть! Нельзя отдавать себя разного рода раз­влечениям, вроде телевизора да легкого чтива. Детей жалко... Куда бы ни отправ­лялись мои дети - в школу ли, на прогул­ку или к соседскому мальчику в гости, я обязательно благословляю их с краткой молитвой. Старший и сам уже привык пе­ред выходом за порог креститься на икон­ку, висящую в прихожей. Про себя я ду­маю: «Невозможно всюду сопровождать детей. Да и какие они вырастут, привязан­ные к материнской юбке? Сильный защи­щает себя сам, а слабого - Бог. Крест Христов оградит их от лютого человека, от неосторожности на улице, от похабной кар­тинки, которую протянет им приятель, вы­тащив из кармана, от дружеской драчки, когда детей порой так жестоко бьют. Меня рядом с ними не будет, а Господь крестом Своим защитит их от зла. Царица Небес­ная сокроет их под Своим покровом. Это моя непостыдная надежда».

(Г.Калинина, А.Наумова «Как мы любим

наших детей?», «Яуза-прсс» Москва, 2006)

 

 

 

ф

 

14 января 2008
(0 голосов, средний: 0 из 5 оценок)
Уважаемые посетители, здесь Вы можете написать комментарий к статье. Редакция "Детской" не дает профессиональных консультаций.
Другие статьи
Наказывать с любовью
Жизнь идет вперед, и если о каких-то изменениях можно сказать, что они становятся заметны сразу или почти сразу, то другие вызревают постепенно, как детская болезнь типа скарлатины, которая имеет...
Здоровье
30 ноября 2007
Пять способов выразить свою любовь к ребенку или близкому человеку:
Это, действительно, общераспространенные способы проявить свою любовь. И с каждым человеком, в том числе и с ребенком, необходимо «говорить» на всех этих пяти «языках». Однако у каждого из нас есть...
Семья и отношения
31 января 2008