Разноцветный мир игры

Многие дети путают названия цветов. Красный цвет называют синим и наоборот. Порой родители приходят в отчаяние: «Быть может, малыш плохо видит?», «А не дальтоник ли он?». Но не стоит думать, что ребенок отстает в развитии или у него слабое здоровье, представьте на минуту, что названия цветов произносят на иностранном языке. Быстро ли мы, взрослые, сможем выучить их? Вот так и детям тяжело запомнить эти абстрактные слова. А что, если запастись терпением и начать заниматься с малышом развивающими играми, позволяющими не просто выучить названия цветов, но и развить память, мышление, воображение? Ковер-самолет из цветной бумаги Если ребенку 3 года Разложите на полу несколько листов цветной бумаги (первоначально не больше 3), расскажите малышу сказку про волшебные ковры-самолеты, принимающие на свой борт только те игрушки, которые такого же цвета, как сами ковры. Еще раз назовите цвета. Можно, показывая лист бумаги, назвать предмет, окрашенный в тот же цвет. Например: красный, как помидор; желтый, как песок; зеленый, как травка; синий, как небо в хорошую погоду; белый, как снег. Вскоре ребенок начнет повторять характеристики цветов, отыскивая соответствующие игрушки. Если малыш с этим успешно справился, продолжите повествование, сообщив, что началась буря. Сильный ветер унес ковры-самолеты в тридевятое царство. При этом игрушки упали на землю и перемешались. Но тут же они услышали голос доброго волшебника: «Если вы вновь соберетесь в группы по цветам, ковры-самолеты вернутся и можно будет продолжать путешествие». Теперь вашему малышу предстоит без подсказки собрать игрушки одного (определенного вами) цвета. Забавная геометрия Если ребенку от 2 до 4 лет Разложите на полу листы цветной бумаги. Это по-прежнему ковры-самолеты, но теперь разложите на них не игрушки, а геометрические фигуры. Вырежьте из бумаги того же цвета, что и ковры-самолеты, несколько геометрических фигур. Если малыш не понимает, что это такое и зачем, нарисуйте на фигурах забавные рожицы и объясните, что это веселые человечки с интересными именами: Круг, Треугольник, Квадрат, Ромб, Трапеция, Прямоугольник, Овал (для начала используйте не больше 3-х). Попросите малыша посадить на коврик фигуры такого же цвета, при этом он должен называть их имена. Большой красный круг Если ребенку от 3 до 4 лет Разложите вырезанные вами геометрические фигуры на ковре и предложите ребенку показать ту фигуру, которую вы называете. Называть можно по-разному, например: «Покажи круг» (если круг один) — говорим только о форме, «Покажи красный круг» — говорим о форме и о цвете, «Покажи большой красный круг» — говорим о форме, цвете, размере. Добавляйте геометрические фигуры, цвета и не забывайте меняться с ребенком ролями — то он показывает фигуру, то вы. Дайте крохе возможность научиться формулировать характеристики фигур. Убираем игрушки Если ребенку 5 лет Пора убирать фигуры в коробку, но перед этим можно немного поиграть. Предложите ребенку собрать все красные фигуры (по цвету), все треугольники (по форме), все маленькие фигуры (по размеру). Если ваш малыш с этим легко справляется, попросите его собрать только красные треугольники или только маленькие зеленые круги. Комбинируйте названия фигур, цветов и размеров. Что за птичка-невеличка? Если ребенку 3 года Предложите малышу поиграть в птичку. А какая птица без крыльев? Чего проще — вырежьте из цветной бумаги два крыла (разных цветов, причем, бумага должна быть с одной стороны белая, с другой — цветная). Ребенок берет крылья и изображает полет птицы, но тут дует сильный ветер и одно перышко (одно крыло) падает на пол (ребенок отпускает его). Теперь задача малыша посмотреть и быстро назвать цвет упавшего крыла. Не думайте, что это легко, ведь перышко может упасть и белой стороной вверх. А вспомнит ли малыш этот цвет? При желании можно сделать крылья различных цветов. А что если склеить кубик, каждая грань которого будет разного цвета? Катая его по полу, можно просить малыша быстро называть цвет той грани, которая оказывается наверху. Волшебник – карандаш Если ребенку от 3 до 5 лет Ваш малыш любит рисовать? Да. Тогда эта игра для вас. У мамы и ребенка по пачке карандашей (фломастеров, красок). Листок один на двоих. Мама берет из своей коробки карандаш и проводит прямую линию. Малыш должен назвать цвет, взять свой карандаш такого же цвета и продолжить линию. Через какое-то время можно поменяться ролями. Прямые линии не интересны вашему малышу? А как насчет волнистых, зигзагообразных, в петельках? Если ребенок уже немного знает буквы и цифры, мама может начинать писать их, а ребенок продолжать. То же можно делать и с вычерчиванием геометрических фигур, с рисованием различных несложных силуэтов. По совету Марии Монтессори Если ребенку от 3 до 5 лет Игра несколько напоминает известные рамки Марии Монтессори. Из листа цветной бумаги вы вырезаете в центре любую геометрическую фигуру. Например, из красного листа — круг, из зеленого — треугольник, из синего — ромб. Сначала ребенок должен подобрать к каждому отверстию соответствующую по цвету и форме фигуру. Постепенно добавляете новые разноцветные фигуры. Малышу надо подобрать и вставить в рамку фигуру соответствующей формы, но другого цвета. Главное — не забудьте назвать фигуру и ее цвет. Игрушка – путешественник Если ребенку от 3 до 5 лет Ваш малыш любит игрушки из киндер-сюрпризов? Прекрасно. Поставьте на стол любимое маленькое существо, а вокруг него справа, слева, впереди и сзади положите геометрические фигуры разных цветов. А теперь попросите «игрушку» пойти вперед — пусть путешественник рассказывает, какие фигуры и какого цвета он проходит. Возвратившись в исходную точку, игрушка отправляется налево, направо, вперед. Занимаясь таким образом, малыш освоит, кроме названий цветов и фигур, такие понятия как «право», «лево», «вперед», «назад». Справа, слева, вверх и вниз Если ребенку 5 лет Эту игру предлагают французские преподаватели для использования в детском саду. Но играть в нее можно и дома. Заключается она в следующем: перед малышом кладут полоски, на которых изображены геометрические фигуры. У ребенка также имеется набор карточек (отдельно изображенных фигур). Мама просит найти полоску, на которой круг расположен выше всех фигур, квадрат ниже треугольника, треугольник под кругом. Ребенок должен выложить названное из отдельных карточек, сравнить с полосками и выбрать правильную. Полоски можно расположить горизонтально и тогда потренироваться в умении различать понятия «справа от…», «слева от…». Если малыш легко находит полоску, называемую вами, окрасьте фигуры в различные цвета. Теперь в характеристике полоски появятся названия цветов. А если еще изменить размеры (сделать фигуры большими, средними и маленькими)? Кроме того, можно вместо фигур использовать разноцветные буквы и цифры. Играя в полоски с фигурами (а их число в полоске можно увеличивать до 5–7), малыш не только запомнит цвета и названия фигур, но и научится ориентироваться в пространстве, разовьет слуховую, зрительную память, наблюдательность, что, несомненно, пригодится ему в школе. Чудесный квадрат Если ребенку 5 лет Эта игра тоже из Франции. Положите перед малышом расчерченную таблицу (первоначально фигуры бесцветные, потом цветные). А теперь попросите ребенка найти на таблице фигуру, находящуюся между двумя квадратами. Обратите внимание — возможны два варианта (квадраты выше — ниже, справа — слева). Пусть малыш найдет фигуру, находящуюся: · под прямоугольником; · выше квадрата; · одновременно между двумя кругами и двумя квадратами. Каждый раз при ответе ребенка обращайте внимание на цвет. Можно изменить характер вопросов: «Я тебе покажу фигуру. Под какой фигурой она расположена? Выше какой фигуры она находится? Покажи фигуру, которая находится строго выше (ниже) ее. Какие фигуры находятся слева (справа)? Строго слева (справа)? По диагонали (вверх вправо, вниз влево)». Попробуйте сами придумать возможные вопросы, которые вы предложите малышу. Игра на развитие мышления. Эта простейшая конструктивная игра, с которой можно начинать вводить ребенка в мир объема и формы. Вам потребуются основные детали из обычного детского строительного набора: куб, цилиндр, призма, конус, параллелепипед. На первых порах одновременно используются 2–3, а впоследствии 4 формы. Эта игра только для вас и вашего ребенка — только для двоих. Отберите себе и ему по 2–3 одинаковых детали. Затем на столе перед ребенком сложите небольшую постройку. Поставьте детали рядом или одну на другую. Например, куб положите на призму (по типу «домик»), а справа или за домом положите параллелепипед. Вы не будете испытывать недостатка в вариантах расположения форм. Когда все будет расставлено, предложите ребенку точно так же поставить его детали. Если сразу это не получится, не сердитесь, повторите все сначала, игра достаточно сложна для вашего малыша. Попросите его самого построить что-нибудь и сделайте так же. Когда увидите, что дело пошло на лад и ребенок справляется с игрой, можете сами ошибиться и пусть он вас поправит. Угадай, кого загадали Игра на развитие ориентирования в пространстве. В игре вместе с малышом могут участвовать его любимые игрушки. Например, кукла с мишкой и зайчик. Важно, чтобы они были достаточно крупные и их можно было посадить или поставить перед ребенком, за ним и сбоку от него. Ребенка поставьте или посадите в центре, а игрушки разместите вокруг. Скажите, что загадали одну из них, а ему надо угадать какую. Адрес загаданной игрушки, например, такой: она сидит сбоку от тебя (или перед тобой, за тобой). Он должен назвать игрушку, находящуюся в указанном месте. Затем меняйтесь местами, рассадите игрушки вокруг себя, теперь загадывать адрес игрушки будет ребенок. В дальнейшем, если малыш не испытывает затруднений, попробуйте ввести дополнительное различение: справа и слева. Надеемся, ваш ребенок вполне с этим справится. Во что с этим можно играть? Данная игра направлена на развитие творческих способностей. Вам потребуется заранее отобрать и приготовить несколько предметов, не имеющих четкого назначения: палочка, кубик, коробочка, камешек, картонка и т.д. Игра состоит в том, чтобы придумать, чем они могут быть: вместо какого реального предмета использоваться. В начале игры вы берете любой предмет, допустим палочку, показываете его ребенку и предлагаете придумать, чем он может быть в игре. Будет прекрасно, если малыш сам назовет возможные варианты, ну а если он затрудняется, помогите ему. Должно быть, вы не забыли, палочка может быть градусником для куклы, ложечкой, ключом, удочкой; кубиком нельзя кормить куклу, а коробочкой измерять температуру, ибо одним из обязательных условий игры, которое неукоснительно следует соблюдать, является некоторое сходство с реальным предметом. Следуя этим нехитрым правилам, вы можете стать хорошим партнером в любой детской игре. Когда ребенок поймет, как надо играть, каждый новый предмет вы будете выкладывать на стол и по очереди придумывать, во что с ним можно играть. Попробуйте предложить веселое соревнование — кто назовет больше. Пусть победителем окажется ребенок. Полезно поиграть с ребенком в противоположную игру: предложите ему придумать, какие предметы можно использовать вместо ложки для куклы, вместо кроватки, вместо машины и т.д. Это также поможет ему легко замещать один предмет другим, шире используя возможности воображения. Если вы хотите организовать развивающие игры-занятия, помните три правила: Правило первое: не давайте малышу для постоянного пользования игрушки, с которыми будете проводить игры, чтобы у него не пропал интерес к ним. Правило второе: во время игры ребенка не должны отвлекать посторонние предметы. Все лишнее нужно убрать из поля зрения малыша. Правило третье: пусть игры будут достаточно простыми и совсем короткими. Даже 5 минут вполне достаточно! Но всегда стремитесь, чтобы ребенок довел начатое дело до конца. А после этого смените игру на новую — и вы увидите, что внимание ребенка снова оживет.
14 октября 2007
(0 голосов, средний: 0 из 5 оценок)
Уважаемые посетители, здесь Вы можете написать комментарий к статье. Редакция "Детской" не дает профессиональных консультаций.
Другие статьи
Ритмичная забава
Игры для самых маленьких
Развитие и воспитание
26 июня 2008
Тайна братьев Монгольфье
Вкратце все выглядит так: родитель-ведущий объявляет о начале игры. Он намекает, что воздушные шары часто хранят в себе тайны. Дети ищут и находят шар, в котором спрятано письмо братьев Монгольфье.
Развитие и воспитание
30 сентября 2007