О ПРАВАХ РЕБЕНКА

Многие взрослые люди привыкли самоутверждаться в этом мире за счет своих детей. То зло, которое им не уда¬ется сорвать на работе, в транспорте, срывается на детей. Взрослые привыкли питать свою гордыню токами детского страха, бессилия, беззащитности. Будучи раздражены, не умея правильно сбалансировать свою внутреннюю эмо¬циональную жизнь, взрослые срываются на детей как на обузу, как на помеху в осуществлении собственных грехов¬ных желаний, иногда даже как на проклятье жизни.
Свои отношения к собственным детям, как к прокля¬тью, они не стесняются формулировать в самых жестких и скверных выражениях. Родители часто оправдывают себя тем, что их родительский гнев вызван непослушанием де¬тей. Многие взрослые не оставляют своим детям никакого права выбирать свой собственный жизненный путь, сами начертывают им траекторию жизненного пути и предре¬кают (родительское слово имеет особую силу!) полное по¬ражение в случае непослушания. Тем самым они убивают в ребенке творческое начало, творческое отношение к жизни.
Взрослые любят рассуждать о своих правах, о праве на жизнь, о праве на распространение информации, о сво¬боде слова, о праве на свободу передвижения, о праве на здравоохранение. Как радуется взрослый человек, которо¬му десять лет назад разрешили говорить то, что он думает. Но почему же он отказывает во всех этих правах собствен¬ным детям? Почему? Ведь эти права предоставлены Богом нам в той же мере, в которой и детям нашим. Права ребен¬ка должны соблюдаться с особой тщательностью. Ребенок мал и слаб, неопытен и беззащитен. Всякое насилие, любое ограничение свободы действий и мыслей жестко впечатываются в ткань сознания растущего человека и впоследствии искажают весь его земной путь, деформируя развивающуюся душу в сторону беспомощности и беззащитно¬сти.
О каких же правах ребенка идет речь? Первое право ребенка - это его право на сегодняшний день. Нередко ро¬дители лишают ребенка этого права, неоправданно затяги¬вая его в прошлое, напоминая ему о прошлых ошибках, тем самым доказывая свою родительскую несостоятель¬ность, неумение простить прошлые ошибки. Ведь простить - значит считать то, что было, как не бывшее. В другом случае родители отказывают ребенку в сегодняшнем дне ради каких-то мнимых послезавтрашних успехов. Многие родители отнимают у ребенка его детские годы по одному дню, даже не замечая этого. В угоду неведомому, сконструированному родителями, скучному будущему приносит¬ся в жертву яркое и замечательное настоящее. Например, ребенка с детства заставляют заниматься то ли музыкой, то ли каким-то еще ей дом творчества, внушая ему, что это его хлеб, что это ему нужно, что он должен (кому?) вырасти гениальным музыкантом, или, например, дипломатом, совершенно игнорируя то, что в изучении взрослых наук проходит все, совершенно все его детство, что изучение му¬зыки или английского языка превращается для ребенка в каторгу, вместо того чтобы служить его творческому раз¬витию.
Многие родители лишают ребенка также возможно¬сти быть тем, кто он есть. Они все время недовольны своими детьми и непрестанно упрекают их за то, что они то и дело не соответствуют их ожиданиям. При этом они сами забывают о поговорке: «Если реальность не соответствует ожиданиям, значит что-то не в порядке с самими ожида¬ниями». Всякий ребенок - это особое творение Божие, на¬деленное индивидуальностью и неповторимостью. Не ро¬дителям судить: правильно создан этот шедевр Божий или нет. Они, родители, могут и должны лишь помогать и поддерживать его существование, но судить, обвинять, упре¬кать, - никто им такого права не давал.
С первых дней родители должны уважать индивиду¬альность ребенка, ценить его личностное начало и не пы¬таться сделать родных детей своей копией, оправданием своих ожиданий в этом мире, довершителем своих неудав¬шихся планов. «Когда мы пытаемся найти меру своего ин¬дивидуального "я", первое, о чем мы можем себя спросить, это следующее: в каком смысле я могу сказать, что люблю тех, кого люблю? Я не говорю о тех, которых не люблю, - их легион; не говорю и о тех, кого люблю лишь потому, что они далеко и для меня не обременительны.
И вот, первым делом мы должны себе задать вопрос: я говорю, что люблю свою жену, дочь, брата, того или другого человека. Что это значит? Люблю ли я его так же, как люб¬лю клубнику со сливками? Иначе говоря, питаюсь им, пожи¬раю его изо дня в день, его сковываю, высасываю его, как вам¬пир? Тогда, действительно, его присутствие для меня драго¬ценно, я не могу без него обойтись, он необходим для самой моей жизни. Это ли мы хотим сказать? Так вот, если мы честны, то очень часто нам придется согласиться: да, именно это. И нет ничего удивительного, что те, кто становится жертвами нашей любви, молят Бога о том, чтобы их любили поменьше. Это очень важно; ведь если нам ста¬нет ясно, что наше поведение с теми, с кем у нас наилучшие отношения, есть в основе своей поведение хищника - что же сказать об остальных? В таком случае мы, конечно, можем понять, что нашим врагам везет больше, чем нашим друзьям: их-то мы, по крайней мере, оставляем в покое!
Вот первый момент: постараться определить, оце¬нить качество доброжелательности, дружбы, любви, связывающих нас с теми, к кому мы сердечно привязаны. А по¬том задать себе вопрос о связи отвержения, связи противо¬положения, существующей между нами и остальными; и тогда вы увидите, как постоянно мы стремимся к самоут¬верждению, до какой степени даже самые близкие, самые искренние, самые дружеские, самые братские отношения, связывающие двух людей, суть отношения отстраняющие: "Держись на шаг от меня, я боюсь смешаться с тобой, бо¬юсь исчезнуть, боюсь оказаться в плену твоей любви, я хочу остаться самим собой!".
Мудрые родители верят, что ребенок сам в состоянии выбрать собственную стезю и собственный жизненный путь, найдет свое место в этом мире, найдет себя. Они не будут заниматься любовным манипулированием, не будут подавлять своих детей или пытаться их растворить в своих представлениях или в своем видении, но сумеют вовремя (не позже, но и не раньше!) отпустить корабль своего ре¬бенка в самостоятельное плавание.
Следующее право, которого многие родители лиша¬ют собственных детей, - это право на ошибку, право на не¬удачи и поражения, Ни один человек на планете не может провести свою жизнь без слез и потерь, без разочарований и недовольства самим собой, окружающим миром и людь¬ми. Многие родители не могут терпеть плачущих малышей и попавших в непростые переплеты подростков. А ведь слезы эти отмечают этапы роста живой души, являясь вполне естественными вехами на пути развития юного че¬ловека. Главное - эти слезы не должны литься по роди¬тельской вине. Отец и мать не должны являться виновни¬ками неудач и ошибок своих детей. Ну а каким будет жиз¬ненный путь ребенка, пусть он задумается об этом сам, пускай ему подскажет Бог и его Ангел-Хранитель. Родите¬ли же, - помощники детей, вдохновители, добрые спутни¬ки, но никак не надзиратели, не тюремщики, не экзекуто¬ры.
Многие родители лишают своих детей права на вла¬дение собственностью. Как охотно и громко взрослые с эк¬рана телевизоров кричат всякий раз, когда кто-нибудь по¬кушается на их собственность, лишает чего-нибудь личного. Каждый взрослый стремится иметь свой кусочек земли, свой дом и собственное, пусть даже небольшое, дело.
В то же время взрослые искренне убеждены, что деся¬тилетнему ребенку вредно иметь собственные деньги. Они, мол, сделают его жадным и бездуховным. Мы напрочь за¬бываем о том, что у ребенка в квартире должна быть своя и неприкосновенная территория, собственные, личные вещи и личные деньги. И всем этим он имеет полное право рас¬поряжаться сам лично, лишь по собственному усмотрению.
Психологам известно, что без частной собственности человек не может чувствовать себя укорененным в мире предметов и социальных отношений. Лишая детей права на собственность, взрослые плодят иждивенцев и нытиков, для которых ничего в этом мире не будет ценно и важно, ибо ничего не будет собственным. Родители, лишившие своих детей права на владение собственностью, удивляют¬ся, откуда у них такая безответственность. Почему они та¬кие небережливые? Почему дети не хотят идти работать и привыкли сидеть у взрослых на шее? Да именно потому, что родители не научили их ценить свое, то, что принадле¬жит исключительно им.
Вот что пишет в своей работе «О родителях и детях» Ф. Бэкон: «Отношения родителей к своим детям, если их несколько, во многих случаях неодинаковы, а иногда родите¬ли, особенно мать, любят и недостойных. Премудрый Соло¬мон сказал однажды: «Разумный сын радует отца, глупый же - приносит печаль матери». В доме, полном детей, можно видеть, что одного или двух старших уважают, а самых младших балуют; однако из средних детей, которых как бы забывают, не раз между тем выходили самые лучшие люди. Скупость родителей в содержании детей является вредной ошибкой; она делает детей бесчестными, толкает их на хитрости, вынуждает связываться с дурной компани¬ей и заставляет больше предаваться излишествам, когда они становятся богатыми. И поэтому, лучший результат дос¬тигается тогда, когда родители больше заботятся о своем авторитете у детей, а не о кошельке».
Многие родители лишают своих детей права на лич¬ные тайны. Они не могут поверить в ту простую истину, что ребенок имеет право хранить что-то от них в секрете, что у ребенка может быть что-то интимное, глубинное, что-то свое, родное, которое он вправе не доверять роди¬телям. В глубинах детской души сокрыты интимнейшие тайны. А в ошибках... Там скрываются секреты и любов¬ных привязанностей, бережно лелеются мечты о планах на будущую жизнь. Многие мамы пристают к ребенку с просьбами об обнажении перед ними тайн детской души, о выдаче своих секретов. Для того чтобы узнать, как это трудно - поделиться о самом главном, нужно сначала са¬мим взрослым попробовать в покаянном смирении рассказать своему ребенку обо всем том своем, о чем вовсе не хо¬чется кому-то рассказывать. Возможно, лишь проведя та¬кой, заранее обреченный на неудачу эксперимент, родители перестанут вгрызаться в детское сердце с глупыми вопро¬сами и домогательствами, начнут уважать в нем сокровен¬ное.
Итак, права ребенка - это тема очень и очень серь¬езная. Соблюдение этих прав не только обеспечит свободу, необходимую для гармоничного развития детской души, но и поможет взрослому обрести как бы большую взрос¬лость.
Готовы ли мы соблюдать права нашего ребенка? Уважаем ли мы его как личность? Способны ли мы останавливаться в трепете и благоговении на границе личной свободы, дарованной Богом каждому из нас? Можем ли мы относиться к миру и людям чутко и бережно?
Для того же, чтобы не забывать в суете повседневно¬сти о правах ребенка и как-то стремиться их соблюдать, давайте почаще вспоминать золотое правило нравственно¬сти, записанное в Евангелии: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Матф. 7, 12).
 

08 ноября 2009
(0 голосов, средний: 0 из 5 оценок)
Комментарии (2)
Уважаемые посетители, здесь Вы можете написать комментарий к статье. Редакция "Детской" не дает профессиональных консультаций.
андрей
28 января 2010
21:52
классно
Другие статьи
Зачем нужна исповедь?
отвечает священник Артемий Владимиров
Православие
05 августа 2008
Православный словарь для маленьких (продолжение)
разъяснение православных слов для малышей
Православие
20 ноября 2008
Православный словарь (продолжение)
толкование православных слов и словосочетаний
Православие
22 декабря 2008