Не делайте из малыша Ихтиандра! (грудничковое плавание и раннее развитие)

- Раннее плавание, действительно, широко внедряется в педагогическую практику. Однако логика обоснования этого эксперимента очень слабая. В том, что младенец умеет плавать, ничего удивительного нет. Этой способностью обладают детеныши многих животных: и щенята, и крысята. Однако в природе мы никогда не видим, чтобы детеныши теплокровных животных воспитывались в воде. А уж для человека это тем более непривычная среда обитания. Теории, что «водоплавающий ребенок» якобы возвращается в прежнюю ипостась, в которой человек когда-то был рыбой, не выдерживают никакой критики. Даже не вдаваясь в дискуссии об эволюции, спросим себя: с какой стати нам спускаться на уровень рыбы? В младенческом возрасте это трата сил на неадекватные жизненные условия. Перед маленьким ребенком стоит грандиозная задача приобщения к окружающему человеческому миру, понимания его. Когда придет время, он научится плавать, и будет делать это для своего удовольствия, а не ради выживания. Я сталкивалась с такими случаями, когда младенца бросали в воду — причем головкой вниз! — в расчете на то, что он инстинктивно выплывет, а потом привыкнет и будет чувствовать себя в воде так же комфортно, как и на воздухе. Станет этаким Ихтиандром. Но от стресса у малышей развивались сильнейшие страхи. А у некоторых возникали даже тяжелые психические заболевания, потому что эти младенцы были генетически более уязвимы, чем другие. Они входили в группу риска, но если бы не столь ранний и сильный стресс, их здоровье скорее всего не пошатнулось бы. А так у бедняжек развился психоз, потому что пребывание в воде без дна для маленького ребенка — этокрайне стрессовая ситуация. И он ее зачем-то, по прихоти взрослых новаторов, вынужден в младенческом возрасте пережить. А для младенческого возраста нужна, наоборот, охранительная ситуация. Для сохранения психического здоровья маленький ребенок не должен переживать никаких стрессов.

 

Мне попадались сведения о том, что на Западе (например, во Франции) где эксперименты с младенческим плаванием начались гораздо раньше, чем у нас, уже получены отрицательные результаты. Поначалу маленькие «амфибии» опережают в своем развитии обычных детей, но к подростковому возрасту начинают от них заметно отставать.

 

Я думаю, тут дело не только в плавании. Вообще, когда в ходе воспитательных экспериментов взрослые отступают от принципа природосообразности и начинают подстегивать развитие ребенка, это истощает запас его сил. Хотя последствия выявляются не сразу. Да, безусловно, ребенка можно с помощью определенной искусственной стимуляции сделать акселератом. Можно обучить его в три года математике или приемам айкидо. Особенно легко поддается он обучению интеллектуальным играм (например, на компьютере). Мозг ребенка очень пластичен и готов воспринять огромное количество информации. Но ведь ребенку и без того нужно осознать много информации, чтобы вырасти и усвоить тот опыт человечества, который ему могут передать родители. Это и опыт личный, и национально-культурный, и в определенной степени исторический. В течение первых 5–6 лет ребенку приходится как бы галопом проскакать через столетия. До экспериментов ли тут? Дай Бог освоить самое необходимое! Мозг ребенка в этот период жизни работает с большой отдачей и мощностью. Конечно, его можно загрузить дополнительно, и ребенок будет опережать детишек, которые играют с обычными игрушками в то время, как он уже говорит на двух языках. Но все приходит к своему концу. Ребенок, который в детстве много играл, идет в школу и с удовольствием учится, а этот, физически и интеллектуально перегруженный в раннем детстве, испытывает к школе отвращение. Ему ничего не интересно, у него возникают апатия, депрессия, невротические состояния. Он начинает отставать от сверстников. Так проявляется защитная реакция организма на агрессию окружающей среды с ее излишней интеллектуализацией, однако реакция эта патологическая, и последствия ее весьма плачевны. Голова бывшего вундеркинда слабеет, мозг начинает работать в упрощенном режиме. А ведь ребенок подходит уже к тому возрасту, когда ему необходимо накапливать знания, выбирать профессию, сдавать сложные экзамены. Вся судьба его может пойти вкривь и вкось из-за экспериментов с ранним развитием, которые сейчас, увы, чрезвычайно популярны.

 

Татьяна Якиманова
09 января 2010
Источник:  mama-papa.com.ua
(1 голосов, средний: 5.0 из 5 оценок)
Комментарии (1)
Уважаемые посетители, здесь Вы можете написать комментарий к статье. Редакция "Детской" не дает профессиональных консультаций.
Анна
28 февраля 2010
01:01
Случайно прочитала эту статью. Очень редко пишу что либо подобное.
Но пройти мимо я не смогла.
Читая все это сложно даже представить, что вы на самом деле являетесь доктором мед. наук, профессором.
По поводу раннего развития и перегрузки согласна. Но вот ваше высказывание "потому что пребывание в воде без дна для маленького ребенка — это крайне стрессовая ситуация". Полный бред. В первую очередь нужно прислушиваться к своему ребенку, и если ребенок сияет от счастья и улыбается, видно явно как ему это нравится,это разве стресс???
Мы с ребенком ходим в бассейн уже 2 года, и кроме положительных эмоций я ничего другого не видела. Кроме того мой ребенок, пропустив несколько посещений, просто визжит от радости, кричит пищит и сияет. Да и давно известен факт, что вода снимает стрессы, негатив. На своей практике могу сказать что так оно и есть.
Я глубоко убеждена, что плаванье не так нужно для раннего развития, как для здоровья малыша. Потому как это является закаливающей процедурой!
"Даже не вдаваясь в дискуссии об эволюции, спросим себя: с какой стати нам спускаться на уровень рыбы?" какой уровень рыб??? это уж точно полная чушь... куда спускаться....к какому уровню.
Мамочки которые читают эту статью, могу вас заверить, что если вашему малышу нравится плавать, вода приносит ему массу удовольствия плавайте на здоровье. Не перегрузите вы свое чадо!!!
Лично знакома с уже девушкой, которая родилась в воде (хотя не поддерживаю это)которая все детство да и сейчас с огромным удовольствием плавала и плавает, и все у нее замечательно, она здорова, прекрасна, и с интеллектом у нее все в порядке!!!
Но если покупав малыша первый раз в большой ванной ему не понравилось, то лучше тогда и не стоит это усилий.
Извините за откровенность.
Другие статьи
Как выглядит новорожденный
Продолжение книги «Беременность для «чайников» Дж.Стоун, К.Эддлман, М.МарриГлава 10. «Здравствуй, мир!» Новорожденный - каков он?Продолжение.
Развитие и воспитание
02 июня 2008
Сложности при кормлении грудью
Много проблем возникает, если из сперва безобидной болезненности сосков развивается явное воспаление. Опасность воспаления сосков часто возникает в первое время кормления грудью, поскольку соски...
Развитие и воспитание
15 октября 2007
Развиваем цветовое восприятие
Разноцветный огромный мир очень интересен маленьким детям. А нам всего лишь нужно воспользоваться любопытством малыша и сделать разнообразным пространство, которое окружает его с помощью ярких...
Развитие и воспитание
25 августа 2011