КЛЮЧИ ПОНИМАНИЯ

Уважительность - основа нравственности

Одно из самых размытых понятий современной педагогики - «нравственность». Педагоги и родители ратуют за «нравственное воспитание», ругают молодое поколение за «безнравственность». Прежде чем говорить о нравствен¬ности, определим, что это такое.
Нравственность - это совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг ко другу. Основа нравственности - это уважение: к себе, к другим, к ок¬ружающему миру и обстоятельствам.
Уважать человека - значит считать его важным, значимым, достойным чести.
Уважение к себе требует отношения к своей жизни, к телу и душе как к чему-то, имеющему ценность. Уважать себя - значит не допускать разрушительных действий в отношении самих себя. Бичи современной жизни - нарко¬мания, алкоголизм, проституция - следствие неуважения человека к самому себе.
Уважение к другим означает, что мы признаем за другими людьми такую же ценность, достоинство и права, как и за собой.
Нравственность базируется на уважении, хотя и не исчерпывается им. Уважение - основа общения, отноше¬ний и взаимопонимания между людьми.
Чувство уважения не появляется внезапно, но начинает проявляться в зависимости от того, насколько родители внешне проявляют уважение к своим детям. Уважение родителями детей - сеяние. Ответное уважение детьми ро¬дителей - это жатва.
Способность быть уважительным и благодарным характеризует нравственную зрелость человека.
Активное стремление изменять, исправлять людей, неспособность выслушать чужое мнение, критический настрой по отношению к окружающим, агрессивное непри¬ятие всего, что «не мое», говорит о низком уровне нравст¬венности человека,
Уважать ребенка означает видеть в нем личность. Одна мама, осознавшая свои родительские неправды, ска¬зала однажды: «Я должна напоминать себе, что мои дети - это прежде всего Божьи дети, а не мои собственные ма¬рионетки, ждущие, чтобы я дергала их за ниточки».
Родители вправе обучить детей тому, что они должны воздавать им ответное уважение, однако требовать ответ¬ного уважения необходимо с учетом развития нравствен¬ного мышления ребенка.
Нравственное воспитание вовсе не означает полное попустительство, разрешение детям не считаться с родите¬лями. Родители не должны позволять ребенку безнаказан¬но говорить с ними неуважительным, оскорбительным тоном; ни с ними, ни с кем-то другим.
Мы должны настаивать на том, чтобы вежливость была взаимной, напоминая о том уважении, которое мы проявляем к ним, и спрашивать, что им больше нравится: взаимное уважение или взаимные оскорбления.
Уважая детей и требуя уважения в ответ, мы препода¬ем им урок, лежащий в самой сердцевине нравственного развития: поступай с другими так, как хотел бы, чтобы по¬ступали с тобой.
 

29 октября 2009
(0 голосов, средний: 0 из 5 оценок)
Уважаемые посетители, здесь Вы можете написать комментарий к статье. Редакция "Детской" не дает профессиональных консультаций.
Другие статьи
МУДРОСТЬ РОДИТЕЛЬСКОЙ ПЕДАГОГИКИ «Отцы, не раздражайте детей ваших»
 «Отцы, не раздражайте детей ваших» И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в наставлении Господнем. Послание к Ефесянам, 4, 6 Обуздывать, исправлять,...
Православие
05 октября 2009
Двенадцать новелл о любви (часть 3)
или Избранные размышления над Посланием апостола Павла.
Интересно
31 марта 2008
Православный ребенок в светском мире
Вопросы - ответы. Отвечает протоиерей Николай Соколов
Развитие и воспитание
30 сентября 2008