Какого Бога мы проповедуем нашим детям?

Сегодня мы видим множество апатичных подрост¬ков, у которых нет ни желания, ни инициативы самостоятельно жить и чего-то достигать в этой жизни. Главным образом это происходит «благодаря» чувствам безнадежности, неуверенности в своих силах, беспомощности, посе¬янным в детские души родителями, учителями, другими окружающими их взрослыми. Создавая особую психологи¬ческую атмосферу вокруг детей, взрослые нередко лишают детей веры в себя, в собственные силы, они не могут передать детям веру в Бога, потому что сами в глубине своих сердец люди неверующие, или верующие «пунктирно». А если так, то они не могут научить детей доверию к людям, Богу, Божественному Промыслу, поскольку сами не умеют доверять.
Взрослые не передают своим взрослеющим детям ре¬шимости, веры и воодушевления, которые так нужны для смелого движения в будущее. Дети видят, что их родители, провозглашая себя христианами, в мирской жизни руково¬дствуются совсем но христианскими принципами.
Современные дети уходят от Бога и от веры своих родителей, потому что очень часто сами родители искажа¬ют образ Бога, и для ребенка Он становится не Любящим Отцом, а каким-то все запрещающим и жестоко карающим Прокурором Вселенной. Образ Бога такие дети рисуют, исходя из родительских запретов, а не из родительской любви.
Вместо того чтобы вселять надежду и любовь в серд¬ца детей, родители насаждают свои жизненные программы, комплексы, убеждения, нередко имеющие вовсе не христи¬анский характер, проецируют их на Бога, утверждая от Его имени, что Ему угодно, а что - не угодно.
«Мы часто так делаем, - пишет митрополит Анто¬ний Сурожскнй, - ребенок учится в школе, мы вместе с ним учимся, чтобы ему помогать попутно. Но мы этого не дела¬ем по отношению к вере. К Закону Божию - да: вот тебе катехизис, вот тебе Новый Завет, Ветхий Завет, все что хочешь; мы и сами, может быть, даже что-то знаем об этом. Но не в знаниях дело, а в том, какие вопросы у него встают, откуда берутся. Некоторые вопросы берутся из¬вне: товарищ сказал, или школа, или время такое, атмосфе¬ра общая, а другие вопросы встают вполне добросовестно: как это может быть? Я не могу больше в это верить! И часто нужно было бы сказать: хорошо, что ты больше не можешь верить в такого Бога, в Которого ты верил, когда тебе было пять лет. Потому что такого Бога тогда и не было, и не надо было тебе такого Бога как бы «подсовывать»  - для удобства родителей, конечно.
Когда родители признают, что дети их верят в како¬го-то непонятного им Бога, это очень мало похвального го¬ворит о родителях.
Задача родителей - сформировать у ребенка образ Бога, Любящего Отца, преподать пример прощения, явить собою ту безусловную любовь, которой любит нас Гос¬подь. А для этого нужно искать Его, познавать Его, жаж¬дать Его...
Нередко ребенку приходится открывать Бога не бла¬годаря, а вопреки родительскому религиозному воспитанию. Трудно удержаться, чтобы не привести еще одно сви¬детельство митрополита Антония Сурожского из его книги «О вере и Церкви»: «...Об обстоятельствах, при которых я читал Еванге¬лие, я сейчас не буду говорить; но одна из первых вещей, ко¬торая меня поразила, когда я встретился с евангельским сло¬вом, словом, которое Бог говорит человеку, - это слова о том, что Бог сияет Своим солнцем на добрых и на злых, на благодарных и неблагодарных, на любящих и ненавидящих, что для Него все люди - Свои (Мф. 5, 44-46). Мы Ему мо¬жем быть чужими, но Он нам - свой; мы можем от Него отвернуться и оказаться предателями в самом последнем смысле слова, а Он останется верным до конца (до какого конца - мне еще было неясно тогда, потому что это было только начало евангельской повести; я потом открыл, какой это конец).
И я помню, каким это было откровением. Откровение заключалось вот в чем: я окружен людьми, которых я всегда считал прирожденными врагами, опасностью для жизни, опасностью для цельности души; и вдруг оказывается, что этих людей любит Бог, как отец любит своих детей, - и меня тоже! Помню, я в первое утро после чтения вышел, смотрел вокруг себя с изумлением на всех людей, которые шли по улице, спешили на поезд, на работу, и думал: Какое чудо! Они, может, не знают, что они Богом любимы без разбора, а я это знаю, и они мне больше не могут быть вра¬гами... Что бы они ни сделали по отношению ко мне - или к кому бы то ни было - ни один из этих людей никогда не бу¬дет мне врагом; он может оказаться хищным зверем, он может поступить жестоко, он может поступить безум¬но, но я-то знаю, что у нас один и тот же Отец, что каж¬дый из них - из нас - равно любим, и что нет врагов...
Вам может показаться, что такая реакция, такой ответ души на этот короткий и простой отрывок из Евангелия - детскость, незрелость, - пусть; но я и сейчас ду¬маю то же самое, после того как прошло сорок пять лет или больше. И это одно из самых основных открытий, которые можно сделать в Евангелии: обнаружить, что мы все для Бога - дети, свои; чужих нет. Читая дальше, я обнаружил вторую черту. Опять-таки, мой опыт жизни, хотя не длительный и не очень сложный, явно показывал, что до челове¬ческого достоинства мало кому есть дело. И вдруг я обна¬ружил, что Бог относится к человеку с глубочайший ува¬жением, относится к нему не как хозяин к рабу, не как язы¬ческий бог к людям, которые ему подвластны, но совершенно по иному, - и это меня поразило в притче о блудном сыне (Лк. 15, 11-32).
Меня поразила одна фраза и один образ: образ отца. Отец видит издали, как идет блудный сын, который от него отрекся; причем отрекся жестоко, беспощадно, так, как мы отрекаемся порой в молодости, потому что не чувствуем глубины раны, которую наносим. Ведь подумайте о словах блудного сына в начале этого рассказа:
- Отче, дай мне теперь то, что будет моим достоя¬нием, когда ты умрешь... Такая мягкая, простая фраза, но если ее перевести на более резкий язык, это же просто зна¬чит: Старик, ты зажился; мне некогда ждать, пока ты умрешь, и я унаследую плод твоих трудов; ты стоишь на моем пути; я хочу быть свободным и богатым. Сговоримся на том, что ты - умер для меня, и давай мне то, что мне причитается, и забудем друг о друге...
И вот этого сына, который совершил как бы метафи¬зическое убийство над отцом, который отца просто исклю¬чил из жизни, этого сына ждет отец. Когда он его видит, он спешит ему навстречу; падает ему в объятия; целует его; и дальше идет разговор. В течение всего своего пути блудный сын повторял свою исповедь:
- Отче, я согрешил против неба и перед тобой, я уже не достоин называться твоим сыном, прими меня, как наем¬ника, в свой дом...
Я не знаю, обратили ли вы внимание на то, что отец ему дает сказать все начало этой приготовленной исповеди; он ему позволяет, ему, который его исключил из жизни, из¬вел, он ему позволяет назвать его отцом; он ему позволяет сказать, что он согрешил и на небо, и перед ним; он ему дает сказать, что он недостоин называться его сыном; и тут он его останавливает: потому что недостойным, блудным сыном этот юноша может быть; по перестроить отношения так, чтобы стать достойным рабом - никогда. Этого лю¬бовь никогда не допустит, это - невозможная вещь. Пусть он будет недостойным сыном, но он остается сыном - это¬го не снять, не загладить.
И тут меня поразило то, как Бог относится к нашему достоинству; поразило, что, действительно, по отношению к каждому из нас Он Себя ведет так же: что бы ни случи¬лось в жизни, как бы мы ни поступали, когда мы к Нему под¬ходим и говорим: перестроимся; сыном я уже больше не могу быть, а войдем в какой-то договор; я буду Тебе слугой, я бу¬ду Тебе рабом, я буду Тебе наемником, - Бог говорит:
- Нет, не можешь: ты Мой сын.
Раб трудится из страха, наемник - ради оплаты; это все - договор. Сын - на других началах; за любовь не заплатишь, отношения между людьми не выкупишь ничем, не только деньгами. То, что должно идти от сердца, нельзя заменить тем, что идет от труда твоих рук; нельзя ска¬зать человеку: я тебя всем обеспечу, а уж сердце мое тебе не принадлежит... И вот здесь Бог требует от нас, требует беспощадно, с беспощадностью любви, которая знает, что есть вещи, которых купить нельзя или продать нельзя, Он требует от нас достоинства, полного человеческого досто¬инства; причем Он как бы подчеркивает, что грех, совер¬шенное отречение не разделило отца от сына; сын ушел, - отец остался; он остался верен до конца.
И вот тут я начал открывать нечто, что только много, много лет спустя я смог для себя формулировать ясней; я формулирую это теперь не тем языком, каким я бы высказался, когда мне было пятнадцать-шестнадцать лет. Меня поразила тогда эта изумительная солидарность Бога с человеком; я употребляю слово "солидарность", потому что оно не церковно, не богословски говорит именно о самой вещи, которую я хочу выразить. Солидарность значит, что Он от нас не отмежевался тогда, когда можно было бы стыдиться нас, Он не отвернулся от нас тогда, когда можно было с отвращением отвести взор, - Он остался с нами И причем остался с нами в такой мере и таким образом, о котором мы недостаточно думаем».
В процессе пяти лет пастырско-психологического служения я обнаружил, что одна из болезненных личностных проблем многих людей - противостояние собствен¬ным родителям, которое выражается в различных «комплексах». Но эта проблема полностью преодолевается во Христе, в глубоком личном, осознанном принятии Гос¬пода, в усыновлении через Него Небесному Отцу, Который бесконечно благ. Именно Он может явить нам ту Любовь, которой многим так не хватало со стороны собственных родителей, когда мы были детьми. Только имея ее, мы сможем возлюбить своих детей по-настоящему. Только при наличии этой любви мы сможем по-настоящему простить своих родителей...
Об этом можно писать долго, но опыт личного по¬знания Бога другим человеком, насколько глубоко и точно он не был бы выражен, никогда не заменит своего собст¬венного.

Продолжение книги «Аномалии родительской любви»
Игумена Евмения

12 октября 2009
(0 голосов, средний: 0 из 5 оценок)
Уважаемые посетители, здесь Вы можете написать комментарий к статье. Редакция "Детской" не дает профессиональных консультаций.
Другие статьи
Лестница Великого поста
В церковнославянском языке слово «неделя» означает «воскресенье». Неделя же называется «седмицей».  
Православие
03 марта 2008
Поговорим как большие. Часть 2. Преступление без наказания
Беседа с православным педагогом Татьяной Скляровой
Развитие и воспитание
13 июня 2008
Дух немощи
Для православных родителей. Дух человека переносит его немощи; а пораженный дух — кто может подкрепить его?
Интересно
20 августа 2008