Хочу все знать!
С каждым днем малыш становится взрослее... Иногда это стремительное движение вперед ставит вас в тупик, потому что найти полезное занятие для такого умницы становится все сложнее. Предлагаем вам на этот случай игровые упражнения. Благодаря им вы сможете, совмещая приятное с полезным, научить ребенка очень важным вещам.
Чему должен научиться двухлетний ребенок?
Во-первых, самостоятельно и уверенно ходить.
Во-вторых, освоить понятия "большой", "маленький", "разный", "одинаковый", научиться распознавать цвета и их оттенки, сортировать одинаковые предметы по размеру, цвету, форме.
Учимся ходить.
На втором году жизни малыши уже хорошо ходят, но не стоит забывать, что ходьба требует от них немалых физических усилий - в этом процессе участвуют не только ноги. Постепенно в него включается верхняя часть туловища, и ребенок начинает свободнее держать руки, координировать движения, перестает наклонять-cя вперед.
Чтобы усовершенствовать эти навыки и добиться того, чтобы малыш шел ровно, не смотрел под ноги и не опирался на случайные предметы, предложите ему выполнять специальные упражнения:
попросите принести, переложить, достать какую-нибудь игрушку или предмет;
играйте с разными предметами;
учите ребенка держать равновесие: пусть ходит по доске шириной 25 см и длиной 2 м, приподнятой с одного конца от пола на 10-15 см;
научите его перешагивать через палку, лежащую на полу или поднятую на 10-15 см;
тренируйте координацию движений, сочетая ходьбу с перевозкой или переноской игрушек;
на детской площадке учите малыша приседать, наклоняться, перелезать через препятствия.
Не бойтесь, что активные движения могут стать причиной несчастного случая - чаще всего неприятности происходят с нетренированными и неловки ми детьми. Достаточно просто приглядывать за малышом, когда он выполняет физические упражнения, чтобы в нужный момент его подстраховать.
Форма и размер.
Поиграйте с предметами разной формы и размера. Обратите внимание на то, что сначала малыш будет делать упражнения как бы случайно, затем начнет обдумывать свои действия и выполнять их осмысленно.
1. Предложите ребенку проталкивать предметы разной формы в соответствующие отверстия. Для этого можно использовать пластмассовое ведро с крышкой, в которой прорезаны отверстия по форме игрушек. Покажите малышу крышку, предложите пощупать отверстие и предмет той же формы, затем протолкни те игрушку в ведро. Через некоторое время выньте из ведерка фигурки и продолжите игру, предлагая ребенку потрогать предмет и показать, в какое именно окошко его нужно вставить.
2. В мягкий пластиковый коврик с отверстиями вставьте предметы разной формы (геометрические фигурки, рыбки, бабочки, сердечки). Малыш должен пощупать игрушки и отверстия, а затем вынуть и вставить фигурки обратно самостоятельно.
3. На пластмассовую рамку наложите большие пуговицы и, совместив их с отверстиями в рамке, пропустите через них шнурок.
Большой или маленький?
Чтобы познакомить малыша с понятиями "больше-меньше", проделайте следующие манипуляции:
нанизывайте кольца на стержень пирамидок;
складывайте пирамидки из стаканчиков;
вкладывайте стаканчики один в другой;
нанизывайте игрушки по возрастающей (убывающей) на шнурок.
Наводим порядок.
Научите малыша раскладывать однородные предметы разной величины на две группы.
1. Покажите ему деревянные геометрические фигурки двух размеров. Затем положите маленькую на большую и, объяснив, что эти предметы отличаются друг от друга, разложите их в разные стороны. Повторите упражнение с пятью парами фигур, на следующий день начните тренироваться с другими предметами.
2. Разложите в разные стороны одинаковые по цвету или размеру геометрические фигуры (например, круги и овалы; красные овалы и красные прямоугольники). Покажите ребенку квадрат и прямоугольник, позвольте ему ощупать каждый предмет, затем попросите положить меньший на больший, еще раз объясните понятие "разные" и разложите фигурки в разные стороны.
Теперь приступайте к раскладыванию предметов, резко отличающихся по цвету.
1. Возьмите восемь предметов разного цвета (красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного, белого). Назовите каждый цвет, показав малышу соответствующий ему предмет.
2. Покажите ребенку десять перемешанных палочек (например, пять зеленых и пять синих). Берите палочки по одной и кладите, сортируя по цвету. При этом не произносите название оттенка, а сосредоточьтесь на понятиях "цвет", "одинаковый", "разные". Вторую пару раскладывайте вместе, а затем позвольте малышу сортировать палочки самостоятельно. Помогите ему, предложив приложить одну палочку к другой для сравнения.
3. Займитесь раскладыванием предметов близких оттенков: красный - оранжевый; синий - фиолетовый; желтый - белый; черный - фиолетовый.
Контрольная задачка:
специально ошибитесь в раскладывании разноцветных папочек и спросите у малыша, правильно ли разложены предметы.
Вместе разберите правильный или неправильный ответ.
Татьяна Кондранина, учитель начальных классов
Журнал "СЧАСТЛИВЫЕ РОДИТЕЛИ", май 2001 г.